В марте этого года на большие экраны вышла замечательная кинокомедия украинского производства «Ночь святого Валентина». В интервью сайту Luxlux.net режиссер картины Владимир Лерт рассказал о съемочном процессе и поделился интересными историями с рабочей площадки.
— В одном интервью вы говорили, что работа над фильмом была киноимпровизацией. Что имеется в виду под понятием «киноимпровизация»?
— Кино – это тщательно спланированный и сложный процесс. Можно провести аналогию со строительством дома. Архитектор сначала проектирует будущее строение, а не приходит на стройплощадку и не импровизирует – здесь будет окно, а здесь дверь и т.д. Архитектор тщательно продумывает все детали и готовит план заранее. Так и в кино, сценарий – это фундамент, чертеж для всей творческой группы, на котором базируется весь съемочный процесс. Но в нашем случае, все пошло не так… Первоначальный сценарий был. Но ни я, ни актеры, ни один из членов творческой группы не понимал, как по нему возможно снять что-либо достойное. Сценарий переписывался до самого начала съемок. В первый съемочный день, получив “финальную версию” сценария, я понял, что на премьере будет гораздо больше разочарованных лиц, чем я планировал изначально 🙂 Но что делать? Не писать же новый сценарий и тут же его снимать?! Конечно же, я понимал, что это безумие! Но какие были еще варианты? Снимать заведомый провал или попробовать начать сочинять по ходу пьесы…? Это я и предложил творческой группе. Актеры, и один из продюсеров, поддержали эту авантюру в надежде на что-то лучшее.
— Были ли моменты, когда не было идей для очередной сцены, и что в таком случае предпринималось? Учитывали ли вы идеи и предложения актеров?
— Такие моменты случались каждые 2-3 минуты. Мы вместе с артистами продумывали действие и диалоги, сразу пробовали их в кадре и на ходу корректировали. В одной из сцен героиня Валентины Войтенко должна была бросить каким-то небольшим предметом в своего возлюбленного, промахнуться и разбить тем самым окно. Но каким предметом? В кадре был только тяжелый советский будильник, и она должна им бросить с расстояния 2-х метров? Согласитесь, это очень жестоко, кинуть полкилограмма метала со стеклом в лицо любимому…Но что делать? Вокруг больше ничего нет! Я спрашивал у съёмочной группы, чем же она может в него бросить? Пока художник-постановщик Люся Малышко не сказала: «А может бросить апельсином?». Это было гениально и просто. Таким образом появился этот кадр.
Было такое, что я пересылал актерам сценарий прямо в телефон. А Олег Собчук написал песню прямо в кадре. Сцену, где он пел свою песню сняли с третьего дубля и во всех дублях были одни аккорды, но разные тексты. Третий дубль стал самым успешным и вошел в фильм. Это не студийная запись.
— Почему решили задействовать в съемках Олега Собчука и Дашу Астафьеву, хотя они и не были профессиональными актерами?
— С Олегом мы дружим уже давно. И на протяжении нашей десятилетней дружбы он ни разу не заикался, что хотел бы сниматься в кино. Как и я никогда не говорил ему, что хочу стать рок-звездой 🙂 Когда продюсеры предложили его кандидатуру, я даже не планировал ехать на кастинг, так как мне было очень неудобно отказывать другу в случае провала. Но на мое удивление Олег сделал очень классные пробы. А персонаж Даши Астафьевой — Валентину — мы придумали на ходу, к тому времени съемки уже начались. Я позвонил Астафьевой и спросил: “Не хочешь сняться в кино?”. На что она ответила: “Давай высылай сценарий”. “Так нет сценария”, — ответил я. И она согласилась 🙂
— Как было решено пригласить супругов Войтенко? Вроде бы это их первый дуэт на киносъемочной площадке?
— Около пяти лет назад я прогуливался по парку Славы и там было мероприятие, которое вел Костя Войтенко. Я мгновенно обратил на него внимание, он показался мне талантливым импровизатором и актёром. Прошло столько времени, я уже и забыл эту историю, когда Костя пришёл на кастинг. И тут я понимаю, что его лицо мне знакомо, это тот парень из парка. Наверное это в какой-то степени сыграло свою роль. Вообще Костя и Валя в дуете сделали замечательные пробы. Поэтому мы с радостью их пригласили.
— Как выбирались локации для съемок?
— Снимали в основном на Воздвиженке. Обычно в выборе локации нет ничего интересного, location-менеджер ездит, смотрит и выбирает локации. Но была история, когда нам не разрешили снимать на одной из локаций — вид на Николаевский Костел. А это был первый кадр фильма. В итоге, мы договорились о съёмках за 24 билета на премьеру.
— Случались ли казусы, которые выделились больше всего на фоне остальных событий?
— Вспоминается история с Кириллом Кяро. Когда он прилетел, продюсеры ему сообщили, что режиссёр выбросил сценарий и импровизирует 🙂 Кирилл был в шоке. Ну сами посудите, Кирилл прилетел, его менеджеры утвердили график съёмок, а здесь такое… В итоге Кирилл сказал, что даже не выйдет из своего гостиничного номера. Хорошо, что Максим Данкевич обладает достаточными дипломатическими способностями. Макс приехал к Кириллу и как-то уговорил съездить на площадку, познакомиться со мной и т.д. Нужно сказать, что талант Кирилла сделал новеллу гораздо сильней.
— Что было самое сложное и самое интересное в съемках?
Самое сложное было – снять фильм без сценария за 12 съемочных дней и с бюджетом меньше рекламного ролика.
А самое интересное – наверное, понимание того факта, что судьба мне предоставила шанс писать и снимать кино одновременно.