Художественный музей в швейцарском городе Базеле заключил договор с наследниками знаменитого русского художника Казимира Малевича, по которому одно из его произведений будет передано его семье.
Выставка Казимира Малевича в Берлине
В 1927 году Казимир Малевич приехал по приглашению властей Берлина для участия в Большой берлинской художественной выставке, где его работам был посвящен один зал. Но художника срочно вызвали в Ленинград, поэтому ему пришлась оставить там более сотни своих лучших работ. Именно эти картины знаменитого абстракциониста стали предметом споров и длительной тяжбы между музеем в Базеле и представителями наследников Казимира Малевича.
В 2010 году потомки Казимира Малевича заявили свои требования к Художественному музею в Базеле, главным пунктом которого было возвращение двух работ художника, созданных гуашью, а также передача наследникам более 60 рисунков мастера.
В ответ представители музея заявил, что все работы были куплены им на законных основаниях в рамках законодательства Швейцарии. Они подчеркнули, что виноваты во всем друзья Казимира Малевича в Берлине, которые в 20-е годы прошлого века не имели права продавать его работы.
Пейзаж вернулся в семью
В результате почти двухлетних разбирательств, музей в Базеле принял решение передать наследникам Казимира Малевича работу, выполненную гуашью, под названием «Пейзаж с красными домами». Еще одно произведение «Купающаяся», и 60 рисунков будут храниться в музее, однако будут выставлены на постоянной основе в залах Художественного музея.
Некоторые другие работы Казимира Малевича, оставленные им в музее, также были предметом споров семьи художника и самых крупных музеев мира.
В частности, некоторые из них сейчас выставляются в Стейделик-музее в Амстердаме и в Музее современного искусства в Нью-Йорке. Во всех случаях представители семьи художника смогли договориться с властями по поводу будущего этих произведений.
Наследники Малевича против фонда Гуггенхайма
Наследники Казимира Малевича и Фонд Гуггенхайма не так давно также громко ссорились по поводу безымянной картины знаменитого русского авангардиста.
Тогда речь шла о композиции, которую выставляли в одном из музеев фонда Гуггенхайма в Венеции. В 1942 году ее выкупила в Берлине Пегги Гуггенхайм у знакомых Малевича, которым он доверил свои работы.
Представителям семьи Казимира Малевича удалось договориться с Фондом. Условия соглашения не разглашаются, но известно, что картина останется в Венеции. Кроме того, в феврале этого года она будет выставляться в Нью-Йорке на выставке Malevich in Focus: 1912–1922, где будут представлены шесть работ, ранее не экспонировавшиеся вместе с 1927 года.
На той же выставке можно будет увидеть еще четыре работы, которые были предметом спора наследников с музеем Амстердама.